Как получить категорию с тренер по футболу

Лексаков: Обучение на категорию PRO-УЕФА во Франции стоит 30 тысяч евро, в России – 470 тысяч рублей

Как получить категорию с тренер по футболу

20 декабря 30 человек получили тренерские футбольные лицензии категории А-УЕФА.

Среди них – очень известные в российском футболе люди: братья Березуцкие, братья Комбаровы, Сергей Игнашевич, Денис Глушаков, Александр Кержаков… О секретах обучения и положении дел в нашем тренерском цехе корреспонденту «Советского спорта» рассказал гендиректор Академии тренерского мастерства Андрей Лексаков.

«ТРЕНЕР ДОЛЖЕН БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ»

– Что дает тренеру категория А-УЕФА? Где эти наставники могут работать?
– На этом курсе имели право обучаться игроки, имеющие не менее пяти матчей за сборные своих стран, или восемь сезонов в премьер-лиге, или десять сезонов в премьер-лиге и первом дивизионе. Теперь они имеют право тренировать клубы вторых по силе дивизионов или быть помощниками в командах премьер-лиг в 55 европейских странах.

– Как есть ступени обучения?
– Есть три категории – А, В и С для детско-юношеского футбола. В профессиональном футболе также начинается с категории С. Дальше идут В-УЕФА, А-УЕФА и PRO-УЕФА. На всех ступенях существуют выпускные экзамены. А на В-УЕФА, А-УЕФА и PRO-УЕФА есть еще и вступительные экзамены.

В этом году на категорию В-УЕФА был конкурс 4,6 человека на место, чуть меньше – на А-УЕФА. На PRO-УЕФА конкурса не было, комиссия посчитала, что все кандидаты достойны.

Среди них – Игорь Семшов, Константин Зырянов, главный тренер женской сборной Елена Фомина, наставник «Тамбова» Мурат Искаков, главные тренеры иностранных команд «Торпедо» (Минск) и «Кайрат» (Алма-Ата).

– Есть разница в работе с юношескими командами и с элитными российскими клубами?
– Она огромна. Можно всю методику знать прекрасно, но будет не хватать определенной психологии. Попробуйте поуправлять братьями Березуцкими, Сергеем Игнашевичем или Игорем Акинфеевым. Они должны видеть в тренере личность. Без этого контакт не получится, игроки просто затопчут и съедят.

– Обучение платное?
– Да. Обучение на категорию С-РФС для юношеского футбола обойдется с января 2019 года в 20 тысяч рублей. Чтобы получить категорию В-УЕФА нужно заплатить 100 000 рублей, А-УЕФА – 350 000 и PRO-УЕФА – 470 000 рублей. В эту стоимость уже входят затраты на зарубежные сборы и стажировки.

– А если сравнить с зарубежными ценами?
– Та гораздо дороже. В Голландии и Фрации обучение на категорию PRO-УЕФА стоит 30 тысяч евро, а Италии – около 15 000 евро. Вот и считайте.

– Иностранцы тоже имеют право учиться в других странах?
– УЕФА это не поощряет, но разрешает в виде исключения и с разрешения национальных федераций этих стран.

– Этот курс какой по счету?
– Третий. Те, кто обучался в первом наборе, уже давно и успешно работают. Это – Дмитрий Аленичев, Виктор Онопко, Николай Писарев, Игорь Шалимов, Омари Тетрадзе, Игорь Черевченко и другие. Второй набор тоже был сильный – Сергей Семак, Андрей Каряка, Дмитрий Булыкин…

– Сколько длится обучение?
– 1,5 года, которые разбиты на сессии. Всего – 300 часов обучения. Были и стажировки в российских клубах, которые с удовольствием идут навстречу, поскольку все тренеры прошли через подобные стажировки.

– Условный человек с улицы сюда не поступит? Даже если он будет готов оплатить учебу?
– Добро пожаловать на обучение по тренерской категории С. Там можно учиться без специального образования.

«КАКАЯ ВЫСОТА УГЛОВОГО ФЛАГА?»

– Какие вопросы обычно задают на экзаменах?
– Чаще всего это – разговор коллег.

Иногда они достаточно тривиальные: как вы видите себя в роли главного тренера? Какими будут ваши первые действия? Или предлагаем сходу дать установку на игру команде, в которой члены экзаменационной комиссии. Стараемся заставить их мыслить, а не действовать по шаблонам.

Наши слушатели должны понимать, что не станешь тренером, если только перепишешь конспекты Юрия Семина, Курбана Бердыева или Леонида Слуцкого. Нужно мыслить, обсуждать, сомневаться и дальше идти своим путем.

Сегодня я спросил Романа Шишкина: помогает ли силовая подготовка, в частности упражнения со штангой, уровню спортивного мастерства? Он ответил так, как я ждал – нет. Мастерство с увеличением веса штанги не растет.

– Ваши коллеги из хоккейной школы тренеров любят спрашивать: какой диаметр шайбы? А у вас есть такие каверзные вопросы?
– Про размеры футбольного поля и ворот мы не спрашиваем. Но на теоретических занятиях об этом, конечно, преподаватели говорят.

Бывает, спросим: сколько игроков могут располагаться в центральном круге при начальном вводе мяча в игру. Иногда он вызывает легкую панику (улыбается). Стараемся быть интересными для своих слушателей. Многие же играли на самом высоком уровне.

В противном случае у преподавателя не будет авторитета.

– Вы заходили в комнату для подготовки и что-то спрашивали. Раскройте секрет.
– Спросил Романа Шишкина про размер углового сектора и высота углового флага.

– Ответил?
– Не буду раскрывать секрет.

– А еще?
– Вот ситуация: вратарь вводит мяч в игру ударом «от ворот». Мяч покидает пределы штрафной площади и его ветром задувает за лицевую линию. Что назначит судья?

– Угловой.
– Правильно.

– Все знали ответ?
– Нет (смеется). Это я делал для того, чтобы немного раскрепостить ребят перед экзаменом. Повторюсь, они серьезно нервничали.

– Еще какие-то веселые случаи были?
– Чаще они случаются на занятиях. Коллеги даже советуют мне написать книгу.

– Но все-таки.
– Был у нас слушатель, получивший категорию ПРО-УЕФА. Он подготовил доклад на тему «Тенденции развития современного футбола». Я ему – с удовольствием позадаю тебе вопросы. Он: «Вы себе хотите задать вопросы?». Дело в том, что накануне я опубликовал статью с таким же названием. Смешно?

– Конечно!
– Но тема продолжилась. Я все-таки задал вопрос. Он отвечает: «Я долго готовился к этому экзамену, и мой мозг так устал, что я не могу ответить». А перед этим будущий главный тренер сказал, что готов к ответу!

– Фамилию скажете?
– Нет, зачем? Но скажу, что этот наставник работал и в первом дивизионе, и в премьер-лиге. И сейчас продолжает трудовую деятельность.

– Многие из этой группы уже начали тренировать…
– Да, Владимир Джубанов, Денис Евсиков, Сергей Игнашевич, Александр Кержаков в юношеской сборной. Некоторые, особенно из тех, кто еще продолжает выступления, не определились: будут ли они тренерами.

– С практическими занятиями они легче справлялись, чем с теоретическими?
– Наоборот. Все очень нервничали.

Ребята выступали в качестве помощников главных тренеров, аналитиков, писали планы, конспекты, а затем защищали их. Волнение зашкаливало. Ведь все мы снимали на видео.

Это и для них – учебный материал, а также подтверждение того, что здесь никого не «душат» и учиться сложно. Все материалы хранятся в архивах и любому работодателю мы можем их показать.

«ЧЕРЕЗ ГОД МОЖНО НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ НА КАТЕГОРИЮ PRO-УЕФА»

– Вот 20 декабря все 30 соискателей сдали успешно свои экзамены. А неудовлетворительные отметки у вас бывают?
– Конечно. Совсем недавно в группе из 22 человек 13 не сдали. Это были соискатели на тренерскую категорию А-УЕФА. Будут сдавать через шесть месяцев. Бывает и повторные экзамены не сдают.

– Эти лицензии пожизненные или их нужно подтверждать?
– Подтверждать необходимо каждые три года. Бывает, что к этому этапу подходят поверхностно: мол, не выполнил задания, не было времени. Сразу – до свидания. Лицензия у него остается, но право на работу нужно подтверждать каждые три месяца.

– Вот 30 человек получили категорию А-УЕФА. Когда могут начать учиться на PRO-УЕФА?
– Через год.

– Что для этого нужно?
– Желание и опыт практической работы.

-Получается, если Денис Глушаков и братья Комбаровы продолжат выступления, им учиться нельзя?
– Можно. Но они должня понимать, что там обучение гораздо сложнее. Есть еще вступительный экзамен, который нужно сдать.

Группа, обучающаяся на PRO-УЕФА, 22 января поедет в Турцию на сборы. Учебный день там начинается в девять часов утра, а заканчивается в два ночи! Все работы учащихся должны быть с рисунками, анимациями, видео.

Нужно обязательно хорошо владеть компьютером.

«ТРЕНЕРЫ ОБЯЗАНЫ УЧИТЬ ЯЗЫК ТОЙ СТРАНЫ, ГДЕ РАБОТАЮТ»

– Какая ситуация с тренерскими кадрами в российском футболе прямо сейчас?
– Хорошая. Всегда повторяю, что наши тренеры подготовлены не хуже иностранных. Мы сами себя порой принижаем.

Вот Леонид Слуцкий работает в голландском «Витессе», а до этого тренировал в Англии. И пусть кто-то говорит, что в «Халл Сити» у него не получилось.

А у кого там было хорошо? Что со Слуцким, что без него команда находится на 17-18-м месте.

– А «Витесс» находится в верхней части турнирной таблицы чемпионата Голландии.
– Значит, он опережает больше десятка других наставников. А впереди – гранды «Аякс», ПСВ, «Фейноорд»…

– Нужно иностранным тренерам учить язык той страны, где они работают?
– Обязательно! К нам же приезжают те, кто просто не хочет его изучать.

Мы были в Италии, Испании, Германии, других странах, и везде перед иностранными наставниками ставят задачу по изучению местного языка. Даже такие гранды и мэтры, как Хосеп Гвардиола и Карло Анчелотти за шесть месяцев были обязаны выучить немецкий. Это записывается в контракт.

Если через пол-года ты не в состоянии давать пресс-конференцию на языке той страны, где работаешь, соглашение расторгается.

– Слуцкого заставляют учить голландский?
– Нет, там можно говорить на английском. Братья Березуцкие, которые скоро будут помощниками Ленида Викторовича, тоже хорошо поработали над своим английским языком.

«ПО ПРОГРАММАМ ВЕРХОШАНСКОГО ГОТОВЯТСЯ ИТАЛЬЯНСКИЕ КЛУБЫ»

– Российская тренерская школа известна за рубежом?
– Да, вот на исполкоме 19 декабря президент ПФК ЦСКА Евгений Леннорович Гинер, которого я очень уважаю, напомнил, что там постоянно говорят: мы учились по вашим учебникам. Когда я был молодым преподавателем, за стеной находилась кафедра тяжелой атлетики и там сидел профессор Юрий Витальевич Верхошанский. Потом он уехал в Италию. Вся подготовка многих итальянских клубов основана на его трудах.

– Позвольте уточнить: тяжелоатлет написал программы для футболистов?
– Совершенно верно. Он писал вообще для спортивных игр программы по скоростно-силовой подготовке и даже был официальным консультантом Федерации футбола Италии. И это – не единичный случай. В Бразилии был популярен Марк Александрович Годик. Мы должны гордиться достижениями советских ученых.

– Что мешает нашим тренерам сейчас уезжать и добиваться успеха в ведущих чемпионатах Европы и мира?
– Наверное, наша природная стеснительность, а также незнание иностранных языков. Надеюсь, новое поколение тренеров преодолеет этот рубеж и будет работать в других странах.

Но положительные примеры есть. Вот Сергей Ташуев возглавил «Шахтер» из Солигорска и сходу стал вице-чемпионом Белоруссии, а также вывел команду в еврокубки. Успех?

– Конечно.
– Некоторые тренеры у нас работают в Скандинавских странах, Константин Сарсания с успехом тренировал в Литве.

«ВСЕГДА РАДУЮСЬ ПОБЕДАМ РОССИЙСКИХ ТРЕНЕРОВ»

– Назовете лучшего тренера России уходящего 2018 года?
– Не буду этого делать. И дело даже не в том, что не хочу кого-то обидеть. Всегда говорю: нет тренеров хороших или плохих. Есть наставники, у которых получается здесь и сейчас работать с определенным контингентом игроков.

– А из молодых наставников кого можете выделить?
– Я доволен, что Сергею Семаку доверили работать в «Зените», и команда лидирует в чемпионате России. С интересом ожидаю работы Михаила Галактионова в молодежной сборной страны. Он добивался успеха в юношеской сборной, успел поработать в «Ахмате».

Слежу за тренерской карьерой Дмитрия Кириченко и Дмитрия Парфенова. Да за всеми слежу, не хочется кого-то обидеть. Игорь Осинькин работает в «Чертанове» и показывает симпатичный футбол – мы довольны. Радуемся, что Мурат Искаков с «Тамбовом» лидирует в первенстве ФНЛ. Он поршел в нашей Академии все ступени обучения на тренерские категории.

У Мурада Мусаева в «Краснодаре» неплохо получается.

Я всегда радуюсь, когда российский тренер приводит команду к чемпионству, выигрывает Кубок страны, побеждает в Лиге Европы и Лиге чемпионов или добивается успеха со сборными.

Источник: https://www.sovsport.ru/football/articles/2:878278-leksakov:-obuchenie-na-kategoriyu-pro-uefa-vo-frantsii-stoit-30-tyisyach-evro-v-rossii-470-tyisyach-rubley

Футбол | Курс на тренера

Как получить категорию с тренер по футболу

В футболе и политике разбираются все, но связывают жизнь со спортом номер один немногие. Тем не менее шанс стать тренером, оказывается, есть у всех. Другой вопрос — каким.

Журналист «Спорта День за Днем» прошел обучение в Академии тренерского мастерства РФС, и хотя экзамен сдать не сумел, зато нашел ответ для Валерия Карпина, в свое время поставившего под сомнение необходимость лицензирования.

Как оказаться на его месте?

Этот вопрос мучает практически каждого, кто считает, что разбирается в футболе лучше Леонида Слуцкого и уж тем более слетевшего в далеком Манчестере с катушек Луи ван Галя. На самом деле проверить себя куда проще, чем вы думаете. Потратив совсем немного времени на поиск в Интернете, я нашел сайт Академии тренерского мастерства.

Обучение на лицензию начинается в одном из региональных центров подготовки тренеров, всего их на данный момент около двенадцати, но на сайте указаны лишь семь городов: Москва, Санкт-Петербург, Омск, Ярославль, Воронеж, Краснодар, Волгоград. Обучение длится три недели.

Нужно регулярно следить за обновлениями на сайте, чтобы успеть записаться, количество желающих обычно вдвое превышает количество мест.

Первая ступень тренерской профессии — категория «С» РФС, которая дает право работать в России в детско-юношеском футболе. Обучение начинается именно с нее и стоит 15 000 рублей. Единственное требование — наличие высшего образования.

Следующие ступени «В», «В — юношеский футбол», «А», «А — юношеский футбол» и Pro являются международными лицензиями и дают право работать в любой стране, входящей в УЕФА. Для того чтобы продолжить обучение, нужно иметь категорию «С» и год отработать детским тренером.

В исключительных случаях за особые заслуги профессиональным игрокам, закончившим карьеру, позволяют начать обучение с категории «В». Как, например, Егору Титову.

Несколько лет назад наиболее известным представителям российского футбола позволяли начинать обучение сразу с категории «А» — с нее начинали Игорь Шалимов, Виктор Онопко, Дмитрий Аленичев.

Где же Мостовой?!

30 ноября — первый день занятий. Обучение проходит на кафедре «Теории и методики футбола» в ведущем спортивном университете страны — РГУФКСМиТ. В нашей группе собрались как действующие тренеры и бывшие футболисты, так и люди, никогда профессионально футболом не занимавшиеся. Группа — 24 человека.

Самым известный среди них — Денис Киселев, отыгравший несколько сезонов в премьер-лиге за «Томь». Александра Мостового, постоянно жалующегося на отсутствие предложений и не имеющего никакой тренерской лицензии, среди обучающихся замечено не было.

В соседних аудиториях подтверждали лицензию Pro Григорян, Гунько, Чугайнов и обучались Точилин, Радимов, Бесчастных, Черевченко, Билялетдинов-старший. Где еще встретишь сразу столько известных футбольных персон?

Преподаватели, обучающие на Pro, проводят занятия и для слушателей категории «С». Лекции оказались действительно интересными: постоянное общение с аудиторией, примеры из жизни, футбольные байки. Большинство историй рассказывают, не называя фамилии действующих лиц, но если вы интересуетесь футболом, догадаться несложно.

За время обучения вам преподают предметы, непосредственно связанные с футболом, по которым вы впоследствии сдаете экзамен, а также анатомию, биомеханику и психологию — для общего развития. Ни одно занятие пропускать не хочется.

К примеру, психологию нам преподавала Надежда Сингина, поработавшая в юношеских сборных с Симутенковым и Хомухой, во взрослой — со Слуцким, а также в Российском футбольном союзе.

Вы знали, к примеру, что порой нападающие умышленно прячутся за спинами защитников, дабы не получать мяч и не совершать ошибок? Вот и я не догадывался, а оказывается, такие игроки были в нашей юношеской сборной.

В первую неделю обучения проводят только теоретические занятия, со второй недели начинается практика. На итоговую оценку практическое занятие никак не влияет, но каждому желающему предоставляется возможность побывать в шкуре главного тренера или ассистента. Тренировка проводится либо на студентах, либо на коллегах, с которыми вы вместе обучаетесь.

Среди студентов встречаются и действующие футболисты, чаще всего из «Спортакадемклуба». За день до проведения тренировки вы получаете тему и, исходя из нее, подбираете возраст, упражнения и составляете план-конспект учебно-тренировочного занятия, по которому будете проводить тренировку.

К примеру, мне досталась тема: «Развитие быстроты и закрепление техники удара по мячу внутренней стороной стопы». С планом-конспектом проблем не было, а вот на своей первой тренировке в качестве ассистента я немного потерялся, но более опытный коллега спас и меня, и занятие. Непростое это дело, управлять командой.

В голове я продумал все свои действия до мелочей, но воплотить задумку в жизнь оказалось куда сложнее. После каждой тренировки — подробный разбор ошибок. Также за время обучения у нас была возможность посетить занятие одного из преподавателей. А в последний день мы разбирали видеозапись одной из тренировок Фабио Капелло перед чемпионатом мира — 2014.

Первое, что бросилось в глаза, — конечно же, знаменитая дисциплина. Каждая пауза в тренировочном занятии была заполнена либо методическими указаниями, либо стретчингом. Даже во время отдыха игроки не разбивались на группы по интересам, а всей командой выполняли одно и то же действие.

К примеру, ворота на тренировках «сборники» носили сами, причем каждый игрок обязан был участвовать в этом процессе. Персоналу стадиона имени Стрельцова запретили носить ворота за игроков в первый же день.

Главный эксперт

Любопытной показалась история о главном эксперте на Руси, который очень любит подсчитывать ТТД.

В свое время действительно был у Бескова помощник, который занимался подсчетом технико-тактических действий. На тот момент подсчет ТТД был, пожалуй, одним из первых применений научного подхода в советском футболе. Нельзя при этом утверждать, что эта модель оценки действий футболистов морально устарела.

По сути, подсчет ТТД в продвинутом виде ведется и сейчас, просто это делает компьютер. Но технико-тактические действия не могут быть единственным и самостоятельным критерием оценки. Передачу можно отдать как на метр ближнему игроку, так и на двадцать метров голевую. При подсчете ТТД сложность, дистанция, риск и направление передачи не учитываются.

Или как оценить действия футболиста, вышедшего на пятнадцать минут на замену и ни разу не коснувшегося мяча, если тот грамотно выбирал позицию, закрывал зоны и своей игрой позволил добиться необходимого результата? Следуя логике Эксперта, он должен остаться без оценки.

Но разве это справедливо? На самом деле параметров, по которым оценивают действия футболистов, гораздо больше, и применяются они в совокупности. Учитывается расстояние, которое пробежал игрок за матч, взаимодействия в звеньях и линиях, командные взаимодействия, биологические показатели и т. д.

Ни во времена Бескова и Лобановского, ни в современном футболе никто не анализировал игры на основе одних лишь ТТД. Ведь в той же ЛФЛ хватает футболистов, наматывающих за матч лигочемпионский километраж. Почему их не зовут в топ-клубы? Все просто: чаще всего именно эти игроки допускают много брака и совершают ошибки, которые пытаются исправить за счет беговой работы.

Тот же Александр Бубнов не может этого не понимать, он учился на категорию Pro. Его «аналитика» на ТВ — лишь шоу, где можно паразитировать на неграмотности болельщиков, порождая неправильное представление о футболе и формируя стереотипы. Бедный Кариока…

Курсы для руководства — больше не утопия?

Разумеется, затрагивались во время обучения и проблемы детско-юношеского футбола. Одна из главных заключается в том, что в нашей стране работу тренера, воспитывающего подрастающее поколение, по сей день оценивают по командным результатам. За примером далеко ходить не надо.

Совсем недавно из молодежной команды «Спартак» за плохие результаты уволили Владимира Бесчастных. Одна из главных претензий, которую ему предъявило руководство, заключалась в том, что Бесчастных не разбирал игры соперников по турниру дублеров.

Казалось бы, тренер «молодежки» должен не командный результат показывать, а игроков для основной и второй команд готовить. Но в «Спартаке» решили иначе. Наверное, для руководителей красно-белых никому не нужные медали молодежного первенства важнее.

Говорят, на базе кафедры «Теории и методики футбола» в будущем планируют организовать курсы и для руководителей футбольных клубов. Быть может, тогда подобных странных отставок станет меньше. Но если такое происходит в одном из российских топ-клубов, что говорить об условной рязанской ДЮСШ.

К тому же помимо футбольных категорий, о которых я писал выше, в России параллельно существует и своя градация тренерских категорий: вторая, первая, высшая, а также категория «Олимп». Именно от них зависит уровень оплаты.

В нашей стране существует балльная система оценки работы тренеров, и от того, сколько баллов тренер заработал, зависит категория, которую ему присвоят. А количество заработанных баллов во многом определяется результатами выступления команды в соревнованиях.

Попытка изменить существующую систему оплаты была предпринята при Сергее Фурсенко — разработана программа «Солидарность», по которой детским тренерам, воспитавшим профессиональных футболистов, полагалась разовая выплата. Однако на деле эта программа не принесла желаемых результатов. Компенсацию получали лишь тренеры, работавшие с игроком последние два года. То есть, если топ-академия переманила воспитанника в возрасте до шест­надцати лет, никакая компенсация первому тренеру не полагается. При этом развивают физические качества и обучают большинству технических приемов именно в раннем возрасте.

Что до лицензии категории «С», то на данный момент ее наличие никак не сказывается на зарплате тренера и она не является обязательной для работы в детско-юношеском футболе.

Единственное неудобство — без лицензии по регламенту некоторых соревнований тренер не может находиться на скамейке запасных во время матча, но заявить своих подопечных на турнир и руководить командой с трибуны ему никто не запрещает.

По большому счету категория «С» ничего, кроме знаний и возможности дальнейшего обучения, не дает.

И теперь о самом интересном. Оказывается, на данный момент в нашей стране отсутствует программа развития детско-юношеского футбола, и это всего за два с половиной года до домашнего чемпионата мира! Последняя была принята в 2011 году при Фурсенко, признана неудачной и отменена в 2014-м, а новая находится только на стадии разработки.

Под присмотром Симоняна

Вернемся к обучению. Экзамены длятся два дня. Объем информации, которую необходимо выучить, довольно большой, но осилить его реально. В последний день учебы вам выдают задание для написания плана-конспекта, который вы составляете дома, а потом защищаете перед комиссией. По итогам защиты вас допускают либо не допускают до экзамена по теории.

Комиссия состоит из преподавателей, читавших лекции, но могут прийти послушать ваши ответы и другие педагоги. На наши экзамены периодически заходил заведующий кафедрой, а по совместительству технический директор РФС Андрей Лексаков. Говорят, иногда приезжает в гости и не отказывается посидеть в комиссии сам Никита Симонян.

Тем, кто не справился с экзаменами, предоставляется второй шанс — бесплатная пересдача через полгода. Врать не буду — это мой случай, я завалил теорию, и весной мне предстоит вторая попытка.

Если говорить конкретно о нашей группе, то были и действующие тренеры, не справившиеся с экзаменом, и люди, никогда футболом профессионально не занимавшиеся, но сдавшие на отлично. Все зависит от способностей и немного от везения.

Сравнить обучение на тренерских курсах в России с аналогичными курсами за рубежом у меня возможности нет. Но итог, пожалуй, таков: в Москве действительно обучают не для галочки, а дают реальные знания.

И хотелось бы, чтобы в других региональных центрах подготовка тренеров велась на том же уровне. Достаточно ли этих знаний для того, чтобы стать хорошим тренером? При желании развиваться и самосовершенствоваться, наверное, достаточно.

Во всяком случае, эти три недели я потратил не впустую.

|Совет

Для тех, кто планирует учиться на тренера, но прежде никогда профессионально футболом не занимался: найдите заранее где-нибудь книгу «Футбол. Учебник для институтов физической культуры» под редакцией Полишкиса и Выжгина и ознакомьтесь с ней. Проще будет усваивать информацию. Почти все, что встретится на лекциях и экзамене, в этом учебнике есть.

Москва

Источник: https://www.sportsdaily.ru/articles/kurs-na-trenera

Как получить тренерскую лицензию по футболу

Как получить категорию с тренер по футболу

Футбол — один из самых популярных видов спорта в нашей стране. Наверное, почти каждый мальчик в детстве мечтал однажды выйти на огромное футбольное поле, со своим личным номером на спине, под взгляды тысячи зрителей и сделать свой первый пас, забить первый гол…

Ну, и, конечно же у каждого знаменитого спортсмена был свой тренер, учитель и гуру, который помог выйти ему на победную тропу. Эта статья не про, какими навыками стоит обладать и что нужно знать, чтобы быть отличным тренером, речь в ней пойдет о том, с чего он должен будет начать. А начать нужно с получения лицензии.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.  

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Лицензия тренера по футболу

То, что сертифицированные тренеры пользуются большим уважением среди родителей, которые собираются отдать своих детей в какую-либо спортивную секцию, нежели тренера-любители, — это факт.

Наличие лицензии подтверждает, что ее обладатель прошел определённый курс подготовки и владеет необходимым багажом знаний, чтобы грамотно обучать детей. В принципе, именно поэтому получение лицензии — довольно трудоемкий процесс. Далее будет рассказано о том, как получить тренерскую лицензию.

Всего существует 6 категорий.

  1. Тренерская лицензия по футболу категории «D», начальная, позволяет тренировать в детско-юношеских командах. Присваивается она на пять лет.
  2. Категория «С» дает право тренировать не только юниоров, но и в 1-м и 2-м дивизионе, а также в любительском клубе. Она действует три года.
  3. Тренеры с категорией «В» в праве обучать спортсменов команд РФПЛ, руководить программой по совершенствованию молодежного футбола в первом и втором дивизионе, а так же в клубах, входящих в состав РФПЛ. Действует такая лицензия столько же, сколько и лицензия «С».
  4. Лицензия «А» позволит вам стать тренером в странах, входящих в состав Тренерской конвенции УЕФА по уровню «В» или «А», а так же работать тренером в спортивных клубах Российской футбольной Примьер-Лиге.
  5. «А элитный детско-юношеский футбол» — это уже более узконаправленная категория УЕФА, которая способна сделать вас тренером детско-юношеских команд клубов любого уровня.
  6. Лицензия «ПРО», высшая категория, которая позволяет работать в сфере любой из других категорий, а так же дает возможность стать главным тренером в странах, что входят в конвенцию. Срок действия — три года.

Далее в статье мы рассмотрим самый главный вопрос: как получить лицензию тренера.

Читайте о том, как получить лицензию нотариуса в России.

А тут все о понятии авторского права и его особенности.

Полезная статья «Как получить лицензию на транспортировку отходов».

Получение лицензии: основные требования

Итак, самая первая ступень в лестнице, конец которой — получение спортивной лицензии футбольного тренера категории «ПРО», это получение категории «D». Для ее получения не потребуется диплом ВУЗа, достаточно лишь пройти специализированные курсы и сдать определенные экзамены.

Но, к сожалению, для того, чтобы получить в будущем и другие категории, более высокие, понадобится диплом ВУЗа. Для получения любой категории, помимо «D», нужно повышать свой профессиональный уровень.

То есть, для получения лицензии категории «С», нужно уже обладать категорией «В», а для получения лицензии «А», соответственно «В». И так по возрастанию. Для получения каждой из категорий предстоит пройти специализированные курсы и успешно сдать по ним итоговый экзамен.

Помимо дополнительного обучения есть еще такой нюанс, как стаж работы со спортивными командами. Например, для категории «В» — это опыт работы тренером не менее двух лет. Для остальных трех категорий, таких как «А», «А-эю» и «ПРО» этот срок увеличивается до пяти лет.

Если объединить все перечисленные требования, то для того, чтобы быть тренером в России, нужно:

  1. Иметь диплом об окончании высшего специального образования.
  2. Получить лицензию тренера категории «D» после успешного прохождения курса и сдачи экзаменов.
  3. Нарабатывать стаж и постепенно повышать свою квалификацию, получая следующие категории.

Обучение

Европейский союз футбольных ассоциаций учредил сразу несколько центров на территории РФ, в которых производится специальное обучение и тестирование. Например, Академия тренерского мастерства, где каждый год производятся очередные наборы групп.

Перед тем, как приобрести лицензию, тренер должен будет пройти специализированные курсы, которые обычно оплачиваются спортивным клубом, в котором он официально числится. Если же он не работает ни в одном клубе, курсы обязан оплачивать сам.

На таких курсах, преподают множество наук, которые, возможно, будут для тренера совершенно новыми. К примеру, разрабатывание стратегии, изучение физиологии и медицины, психология и тактика, различные виды технологий игры на футбольном поле.

Ведь в будущем этот человек должен будет тренировать сразу целую команду. Министерство спорта в настоящее время уделяет большое внимание развитию учебных программ для будущих тренеров, ведь именно от них зависят все заслуженные спортсменами награды в дальнейшем. Обычно это обучение длится несколько недель.

Узнайте о том, что такое Ноу-Хау и как зарегистрировать свои права.

Не пропустите «Особенности права на служебное изобретение».

Спортивная комиссия

После обучения на курсах тренер должен будет успешно пройти итоговые экзамены. Он состоит из двух частей: теории и практики. Принятием решения о выдаче лицензии или ее запрете принимает специально учрежденная комиссия.

И для того, чтобы она рассмотрела претендента на присвоение спортивной лицензии, он должен предоставить ей следующие документы:

  1. Диплом ВСО.
  2. Сертификаты, дипломы, документ о прохождении курсов повышения квалификации.
  3. Трудовая книга.
  4. Паспорт.
  5. Медицинская справка.
  6. Заявление и повышении категории.
  7. 4 фото стандартного размера.
  8. Направление от спортивного клуба.

После получения перечисленных документов комиссия будет принимать решение о том, будет ли присвоена категория претенденту, или же ему будет отказано.

Также комиссия может организовывать внеплановое подтверждение тренером его лицензии. В случае, если тренер проваливает эту проверку, его лишают категории.

Полученную категорию нужно подтверждать после завершения ее срока действия, или же повторно проходить квалификационный экзамен на ее повышение.

Без официально подтверждённой спортивной категории работа тренером на территории Российской Федерации запрещена.

Заключение

Спортивный тренер — профессия довольно трудная и ответственная. Поэтому и подготовка к ней настолько серьезная.

К тому же само получение лицензии достаточно затратное в финансовом плане, потому что центров обучения по России можно пересчитать по пальцам, а проживание и прочие бытовые траты в другом городе могут обойтись в круглую сумму.

Дело в том, что курсы для получения спортивной лицензии ведутся исключительно в очной форме, и посещение их обязательно. Но если Вы уже поставили перед собой четкую цель, и любовь к спорту достаточно сильна, это едва ли станет большой проблемой.

Главное помните, что футбольный тренер — это одно из самых ценных призваний в нашей стране, особенно если вы не станете ограничиваться лишь категорией «D».

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/litsenzii/dlya-trenrskoj-raboty-po-futbolu.html

Футбол. 56 процентов тренеров в России не учились на тренера. Самая недооцененная проблема русского футбола

Как получить категорию с тренер по футболу

По официальной статистике.

Пропустим абзац, где я буду пытаться небанально расписать, что у ребенка не будет правильного развития без грамотного тренера. Роль детского тренера первостепенна. Это все понимают. Сразу к проблеме.

Чтобы стать лицензированным тренером в России, достаточно получить низшие категория D или С. На самом деле это необязательно, вас могут допустить к работе с детьми и без лицензий, но об этом чуть позже. Стоимость обучения – 7 и 15 тысяч рублей.

Много это или мало, каждый решит сам. Однозначно можно сказать про срок обучения – 5 дней (категория D) и 3 недели (категория С). Это мало. На категорию D возьмут учиться со средним образованием, на С – с любым высшим (профильного не требуется).

– На категорию D обучают в регионах, у нас – сразу на С, – отвечают в приемной московского центра. – У вас есть высшее образование? Да? Тогда можете учиться сразу на С. Подобные центры есть в Ярославле, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Воронеже, Омске и Волгограде.

В РФС входит 11 межрегиональных федераций и 81 региональная федерация – они охватывают своей странной сетью всю страну. И при этом существует всего 10 центров обучения и выдачи лицензий тренерам. Эта цифра объясняет, почему с детьми в России половина тренеров работает без лицензии. Кто хочет – тот и работает.

По данным РФС, в России зарегистрировано 11 000 тренеров. Из них 6198 не имеют лицензии – это 56 процентов. Официально. График из Общенациональной стратегии развития футбола в РФ на период до 2030 года:

Тренеры категории D (5 дней) и C (3 недели) не могут считаться высококачественными специалистами, поэтому их в этом графике тоже нужно выделить красным. Если сделать это, то получится, что в России 9947 из 11 000 тренеров не обладают высокой квалификацией. 90,4 процента.

А еще нужно понимать, что далеко не все учтенные РФС тренеры работают. Получили лицензию давно и уже уволились/не смогли трудоустроиться после получения/проходили курсы из интереса и так далее. Если все это учесть, то каким получится процент работающих компетентных тренеров?

– Сравнительные цифры по другим странам показывают, что на сегодняшний день тренеры – самое проблемное направление, достигнуть качественных изменений в котором будет очень непросто и затратно по времени и ресурсам. Количество тренеров в Германии, сертифицированных по B-УЕФА, превышает число российских в 41 раз (21 731 против 528), – выкладка из программы развития футбола в РФ до 2030 года.

Директора и тренеры школ в областях, где нет центров, полагаю, мыслят так: возможности получить лицензию рядом нет, а ехать ради трех недель обучения – нет смысла (и дорого). И так вроде неплохо работается.

– Учился на лицензию С в Москве, – рассказывает выпускник курсов Дмитрий Кортава. – Дают много базы, терминов. Предметы? Анатомия, биомеханика и вроде все. Хорошая вещь, каждый должен пройти эти курсы. Естественно, за три недели из тебя не сделают специалиста, но дают все емко и по делу, советуют правильную литературу, на многое открывают глаза. Преподают в основном молодые ребята, но это даже хорошо, поскольку большинство из них – практики. Они хорошо знают детский футбол изнутри. На выходе сдается экзамен. Тебе дают задачи, которые нужно реализовать в ходе тренировки, а ты составляешь план занятия и защищаешь его перед комиссией. На следующий день – теория. Экзамен далеко не формальный. Примерно 30-40 процентов его не сдают. После обучения трудоустраивать тебя не будут, но, возможно, помогут рекомендацией, если выделишься. Считаю, что это очень полезно.

После получения категории C и года работы в детско-юношеской школе можно получить категорию B, потом A и, наконец, PRO. Мест, где можно выучиться на эти категории в 10 раз меньше, чем на C и D. Такое место одно. Академия тренерского мастерства находится в Москве при РГУФКСМиТ. Это отлично отражает состояние футбола в России.

Четыре года назад РФС пролоббировал в УЕФА разделение категорий B и A.

Теперь можно получить соответствующие категории для работы в профессиональном футболе (B-УЕФА, A-УЕФА) и детско-юношеском (B-РФС юношеская, A-РФС элитный детско-юношеский футбол).

Для чего это было сделано, непонятно, учитывая, что в Европе такого разделения нет. На этот и другие вопросы отвечает технический директор РФС и генеральный директор академии тренерского мастерства Андрей Лексаков.

Андрей Лексаков / © ФК «Крылья Советов»

– Существует два разделения обучения: профессиональные тренеры в системе УЕФА и тренеры детско-юношеского футбола. Мы получили разрешение от УЕФА на это разделение четыре года назад. Это чисто наше введение, сейчас УЕФА будет идти во всех федерациях по этому пути.

Тренеры с лицензиями профессионального футбола не всегда работают успешно в детско-юношеском. Пожелание, прежде всего, шло от наших академий: «Спартак», ЦСКА, «Зенит», «Краснодар», «Динамо» обратились к нам, чтобы мы создали это направление подготовки.

– Вы считаете этот эксперимент успешным?

– Да, поскольку другие страны начали этот вектор в обучении тренеров, скажем так, не то что использовать, но реализовывать.

«На сайте нет информации о стоимости обучения? Вышлю вам табличку»

– Академия тренерского мастерства находится в структуре РФС. Я правильно понимаю?

– Конечно.

– И финансируется на деньги организации?

– Нет, РФС является учредителем, а академия тренерского мастерства финансируется самостоятельно.

– То есть она самоокупаемая? Прибыльная?

– Практически. О прибыльности нельзя говорить, поскольку это процесс обучения.

– Но деньги за обучение берутся.

– Деньги берутся, но они тратятся на обеспечение процесса всем необходимым в соответствии с требованиями. Включены в стоимость стажировки (перелет, гостиница, поля и т. д.), все-все-все тратится на процесс обучения и его совершенствование: методические пособия, учебные фильмы, компьютерные программы…

– На сайте академии нет прейскуранта на обучение. Это секретная информация?

– Нет, она не секретная, просто сейчас она может поменяться. Вы можете ее… По-моему, в открытом доступе она была. Это не секретная информация.

– Однако на сайте ее нет.

– Учтем, но никакого секрета нет. Вышлю вам табличку.

– В стране всего 10 центров. Почему вы не расширяете эту сеть?

– Процесс обучения требует, прежде всего, наличие квалифицированных преподавателей. Во многом это связано именно с неким не то что отсутствием, но нехваткой профессиональных преподавательских кадров.

Причем речь не только об области футбола, но и о других смежных науках: физиология, биохимия, биомеханика.

Такие преподаватели сосредоточены в университетах, поэтому большинство центров привязано к кафедрам.

– Примеры стран, где в 21 веке футбол встал на ноги – Исландия, Германия, Бельгия – показывают, что там начинали прежде всего с детских тренеров… У нас этот вектор есть?

– Отчасти прослеживается. Четыре года назад мы выделили целое направление подготовки детских тренеров – то, с чего вы начали разговор. Вместе с тем страна очень большая, скажем так, не всегда удается осуществить полноценный контроль над преподавательской деятельностью и тренировочной деятельностью наших специалистов. Не всегда удается. Или в полной мере не удается.

«56 процентов тренеров не имеют лицензии? Страна очень большая»

– Я правильно понимаю, то работать в ДЮСШ может вообще любой, лицензия для этого не нужна?

– Смотря в какой [школе] вы работаете и на каком возрасте. Если вы тренируете команду и участвуете в соревнованиях под эгидой РФС, то вы обязаны иметь ту или иную аттестационную категорию.

Ясно, что вы можете работать с мальчиками 2010 года в муниципальной школе какого-то поселка. Но как только вы начнете играть в соревнованиях на область/республику и так далее, то лицензия вам понадобится.

Это требования не только РФС, это требования УЕФА, поскольку мы являемся членами тренерской конвенции УЕФА.

– По статистике РФС, 56 процентов тренеров не имеют лицензии. Как такое возможно?

– Опять же говорю на примере. Страна очень большая. Например, в каком-нибудь поселке под Магаданом…

– Даже не в поселке, а в самом Магадане. Там же нет школы тренеров.

– Школы нет, но можно приехать в Омск, Хабаровск или организовать обучение в Магадане.

– Это же недешево – ехать в другой город.

– Тогда обучение силами центров организуется на местах. Определенное количество тренеров должно подать заявку через свою региональную федерацию. Многие, кстати, так и делают для оптимизации средств. Так поступают и клубы. Например, краснодарский центр обучает соискателей лицензий в Грозном, Махачкале, Владикавказе.

«У западных коллег нет такого количества физкультурных вузов»

– Обучение на категорию D занимает 5 дней, C – 3 недели. Этих сроков достаточно, чтобы допустить тренера работать с детьми?

– Это стандартные программы УЕФА, которых мы придерживаемся. Вместе с тем стоит вопрос об увеличении учебных часов. Уже начали с лицензий Pro, A… Скорее всего, в следующем году увеличим количество часов на лицензию C.

Здесь подразумевается, что на лицензию С приходят слушатели с высшим образованием физкультурных вузов или педагогических факультетов физвоспитания.

Этим мы разительно отличаемся от западных коллег, где нет такого количества физкультурных вузов.

– Физкультурные вузы – да, но ведь это далеко не все. Можно прийти на тренерские курсы с любым образованием.

– Можно, но ведь не все получают лицензию.

– Со стороны кажется, что три недели – формальность. Я не понимаю, как можно стать тренером за этот срок.

– Вы им и не станете, даже получив лицензию PRO и пройдя все ступеньки обучения.

Но для начальной ступени получить определенные знания… После получения лицензии С, скорее всего, вам дадут самые младшие группы, и вы начинаете обучаться. Каждые три года вы подтверждаете лицензию.

Идете учиться на лицензию B-юношеская, А-элитный уровень в детско-юношеском футболе. Постепенно вы становитесь тренером, например, «Спартака».

– Получается, что ты учишься на детях?

– Необязательно, вам могут дать другой возраст, назначить помощником. Кроме того, не нужно забывать, что на каждой ступеньке есть как вступительные экзамены, так и выпускные.

Когда ввели обязательное обучение на лицензию B-юношеская для тренеров академий и школ РФПЛ и ФНЛ, за первый год за парту село примерно 300 тренеров, из них 60 процентов не получили лицензию. Что касается категорий УЕФА, то она регламентирована профессиональным футболом. Конкурс примерно 1 к 5. То есть поступает 100 заявлений, а берут 20 человек.

– Мы хотим, чтобы у нас было больше квалифицированных тренеров, соответственно мы заинтересованы принять на обучение как можно больше тренеров. Зачем отсеивать четыре пятых?

– Невозможно одновременно учить сто человек. Также тренеры должны учитывать, что где они собираются работать – в детско-юношеском футболе или профессиональном.

«Когда говорят о бесплатности, говорят о халяве»

– Вам не кажется необходимым под чемпионат мира запустить программу, выделить финансирование, чтобы открыть больше центров в регионах и сделать обучение бесплатным?

– У нас и так одни из самых дешевых курсов среди европейских стран.

– Вы сравниваете с европейскими странами. Какой уровень жизни здесь и там.

– Смотря что и с чем сравнивать. Это дискуссионный момент. На Западе все платят сами, причем очень приличные деньги, а у нас школы зачастую платят за тренеров. Я считаю, что когда вы платите сами, то более ответственно подходите к процессу обучения, а не когда за вас платит дядя.

– И все-таки. 15 тысяч – приличные деньги.

– Мы держим эту планку определенное количество лет. Речь идет о том, чтобы выделить несколько сегментов – массовый футбол, детско-юношеский, профессиональный… Для подготовки высококвалифицированных футболистов тренеров достаточно.

Для массовости… Мы думаем ввести дистанционное обучение, сделать его доступным в любой точке нашей страны.

Попытаемся реализовать в этом году, но все равно для практического экзамена нужно будет приезжать в центр, либо организовываться в группу и ждать приезда преподавателя.

– Вам не кажется, что бесплатное обучение на тренера привело бы к буму футбола?

– Обучение бесплатным не бывает. Знаете, когда говорят о бесплатности, говорят о халяве. Халява в нашей ментальности жила, живет и будет жить, поэтому этого надо избежать.

– Да, но почему бы не использовать эту ментальность в хороших целях?

– И сейчас есть бум. Тренеры идут на курсы, все центры обучают тренеров в достаточном количестве. Просто в силу масштабов страны это сложно контролировать.

– Тем не менее, программа развития футбола считает иначе. Там нехватка квалифицированных тренеров называется одной из главных проблем и самой болезненной.

– В Германии тоже не хватает тренеров. Вот я был в Германии – там не хватает тренеров. В Испании, Италии тоже не хватает. У них такая же сеть, такая же система обучения, но расстояния другие. 

«Если заметим талантливого парня из России, пригласим в Лиссабон». Репортаж из лучшей академии мира

Источник: https://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Futbol/Russia/spbnews_NI823423_56_procentov_trenerov_v_Rossii_ne_uchilis_na_trenera_Samaja_nedoocenennaja_problema_russkogo_futbola

Теория права
Добавить комментарий